Краткая история плаката. Часть 1 — 1880-1938

Вы используете блокировщик рекламы

Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы

Подробнее

1880-1895

Рождение литографического плаката

В 1978 году (по другим данным в 1976) была изобретена литография. Процесс создания плакатов таким способом был весьма дорогостоящим и не самым быстрым. Поэтому плакаты продолжали создавать в качестве деревянных или металлических гравюр. Однако, в 1880 году Жюль Шере изобретает трехкаменный литографический процесс. Он позволял получать все цвета радуги, используя три камня разных цветов — красного, желтого и синего.

Литография — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности — обычно с камня.

Тем не менее, процесс Шере требовал удивительного мастерства и художественного исполнения. Но результат был превосходен — насыщенность цвета и текстура, прозрачность и выделение нюансов — все это было невозможно достичь другими методами. Это позволило литографическому плакату вступить в эпоху рекламы. За 30 лет Шере создал около 1000 плакатов.

1890-1900

Прекрасная эпоха и Модерн

В 1891 году Тулуз-Лотрек создает плакат «Moulin Rouge«, который повышает статус плаката до изобразительного искусства. В течение 1890-х годов, называемых во Франции Belle Epoque (Прекрасная эпоха), количество рекламных выставок, журналов и торговцев плакатами увеличивается. Пионер в области продажи плакатов Кловис Сагот имел в своем каталоге более 2200 плакатов.

Три года спустя чех Альфонс Муха в Париже создал первый шедевр плакатного дизайна в стиле модерн. Этот, богато украшенный, стиль стал основным международным художественным искусством вплоть до Первой мировой войны.

В каждой стране плакат использовался для празднований и культурных мероприятий. Во Франции рекламировались кафе и кабаре; в Италии — опера и мода; в Испании — бой быков и фестивали; в Германии — ярмарки и журналы; в Британии и Америке — литературные журналы, велосипедные гонки и цирковые представления. Стали очевидными отличительные национальные стили: голландские плакаты были сдержаны и упорядочены; итальянские плакаты отличались драматургией и грандиозным масштабом; немецкие плакаты славились прямотой и влиянием средневековья.

1900-1914

Новый век и Ранний модернизм

К 1900 году модерн потерял большую часть своего динамизма из-за подражания и самоповторов. Смерть Тулуз-Лотрека в 1901 году и отказ от плакатного искусства Альфонсом Мухой и Жюлем Шере (оба обратились к живописи) оставили пустоту, заполненную молодым итальянским карикатуристом по имени Леонетто Каппелло, который приехал в Париж в 1898 году.

Оказавшись под сильным влиянием Шере и Тулуз-Лотрека, Каппелло избавился от вычурности модерна. Вместо этого он сосредоточился на создании одного простого изображения (часто юмористического или причудливого), которое привлекало внимание и воображение прохожих на оживленных улицах. Эта способность создавать фирменную индивидуальность сделала Каппелло отцом современной рекламы. Его стиль будет доминировать в парижском художественном плакате до первого плаката в стиле Ар-деко — живописца Адольфа-Жана-Мари Кассандра в 1923 году.

Между тем, художники, работающие в Шотландской школе Глазго, Венском Сецессионе в Австрии и Немецком Веркбунде, также преобразовывали подход к созданию плакатов в стиле модерн. Эти школы отказались от криволинейного орнамента в пользу прямолинейной и геометрической структуры, основанной на функционализме.

Ключевым результатом этих усилий был немецкий «German Plakatstil» или «Плакатный стиль», который был создан в 1905 году Люцианом Бернхардом в Берлине и Людвигом Хольвайном в Мюнхене. Минималистический натурализм и упор на плоские цвета и формы сделали их работы следующим шагом к созданию абстрактного, более современного визуального языка.




1914-1919

Первая мировая война и Октябрьская революция

Первая мировая война создала новую роль для плаката — пропаганда. Война открыла самую большую рекламную кампанию на сегодняшний день — сбор денег, вербовка солдат и добровольцев, стимулирование производства и оскорбление противника. Используя современные методы, только Америка выпустила около 2500 дизайн-макетов и около 20 миллионов плакатов — почти 1 плакат на каждые 4 человека в стране — всего за 2 года.

Уроки блестящей американской рекламы во время Первой мировой войны были использованы большевикам. Ленин и его последователи оказались первопроходцами современной пропаганды, а плакат стал орудием выборов на протяжении всего столетия в горячих и холодных войнах.

1919-1938

Между мировыми войнами: модернизм и ар-деко

После Первой мировой войны стиль модерн стал неуместным во все более индустриальном обществе. Главное влияние стали оказывать движения современного искусства — кубизм, футуризм, экспрессионизм и дадаизм. В то же время были запущены первые курсы графического дизайна во Франции, Германии и Швейцарии, что стало ключевым моментом перехода от иллюстрации к графическому дизайну в рекламе.

Этот переход ощущался и в Советском Союзе, где возникло конструктивистское искусство, для создания нового революционного общества. Конструктивисты разработали «агитационный» стиль композиции плакатов, отмеченный сильными диагоналями, фотомонтажем и резкими цветами. Агрессивная позиция конструктивистов, как видно из работ Лисицкого, Родченко, Клуциса и братьев Стенбергов, оказала серьезное влияние на дизайн плакатов в Западной Европе, в первую очередь в Баухаусе и Де Стейле.

К середине 20-х годов эти часто несопоставимые модернистские подходы слились в новое международное декоративное движение под названием Ар-деко. В новой эре машин стиль, сила и скорость стали основными темами. Формы были упрощены и упорядочены, а искривленные шрифты были заменены гладкими, углы которых отражали эру джаза. Ар-деко также включил экзотическое искусство Персии, Египта и Африки.

В Париже карикатурный стиль Леонето Каппелло уступил место геометрическим, интеллектуальным образам Кассандре, который популяризировал технику воздушной кисти. Его плакаты океанских лайнеров «Нормандия», «Стендендам» и «Атлантик» стали иконами индустриальной эпохи. Ар-деко, как и стиль модерн, быстро распространился по всей Европе и в США.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на наш Telegram канал, чтобы не пропускать наши статьи 😎

Оцените нашу статью
5/54
Комментарии (0)
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *